Полковник
администратор
Сообщения : 187
Опыт : 228
Репутация : 4
Дата регистрации : 2008-08-15
Возраст : 30
|
Тема: ШОС- Российский ответ НАТО? Пт Сен 11, 2009 2:05 am |
|
|
Интервью Исполнительного секретаря Шанхайской организации сотрудничества Чжан Дэгуана.
– Ваше Превосходительство, в ближайшее время Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) будет отмечать четырех-летнюю годовщину своего создания. Организация росла постепенно, проходя определенный этап в каждом году. Сначала возник «Шанхайский дух», затем была принята Хартия ШОС, после этого запущены постоянно действующие органы, проведены совместные военные учения и т.д. В какой этап своего развития ШОС вступила в этом году?
– Действительно, Шанхайская организация сотрудничества обладает хорошей тенденцией развития, каждый год она проходит новый этап в своей эволюции. Ташкентский саммит в июне прошлого года явился водораздельной линией: ШОС преодолела этап первоначального становления, утвердила новый курс прагматизма и внешней открытости. С начала этого года государства - члены ведут работу по содействию торговле и инвестициям, в ускоренном темпе трудятся над согласованием и подписанием Межправительственного соглашения об автомобильных перевозках и Соглашения об оказании взаимопомощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций, планируют создать Фонд развития, Деловой совет ШОС, Форум ШОС.
В рамках курса внешней открытости, вслед за получением Монголией статуса наблюдателя при ШОС в прошлом году, на недавнем совещании министров иностранных дел Организации были рассмотрены и одобрены заявки со стороны Пакистана, Ирана и Индии о предоставлении такого же статуса. Решение будет окончательно принято на саммите в Астане в начале июля этого года.
– Шанхайская организация сотрудничества охватывает регион, усеянный «горячими точками». На фоне последних событий в Киргизии и Узбекистане у многих появляется ощущение, что изменения в Центральной Азии и в европейских странах СНГ чреваты последствиями, которые нельзя недооценивать. Какую роль играет Организация в защите стабильности в регионе?
– Я думаю, эти перемены не оказали какого-либо негативного влияния на ШОС. После недавних событий в Киргизии и Узбекистане я имел тесные контакты с руководителями двух государств и понял, что они не внесли абсолютно никаких изменений в свою политику в отношении ШОС. По этому поводу и.о.министра иностранных дел Киргизии Роза Отунбаева сказала: «Решение о вступлении в ШОС не было принято каким-либо определенным руководителем, это выбор всего народа». В ситуации в Центральной Азии меня беспокоит другое. Есть люди, которые рассматривают изменения там с точки зрения так называемых «цветных революций» и не обращают внимания на то, что экстремистские силы стремятся воспользоваться этими переменами для создания хаоса. Это крайне опасно. Демократия – вещь хорошая, но ее проведение в жизнь зависит от конкретной ситуации в каждом регионе и в каждом государстве. Нельзя везде применять один и тот же подход и тем более нельзя привносить демократию извне насильственным путем. В таком сложном и чувствительном регионе, как Центральная Азия, необходимо действовать очень осторожно, в противном случае можно вызвать волнения и беспорядки, нарушить нормальный процесс социально - экономического развития и двинуться в противоположном демократии направлении.
Создание и существование Организации само по себе является важным фактором стабильности ситуации в регионе. На протяжении четырех лет государства-члены (Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан) были заняты главным образом закладкой фундамента в сфере безопасности, что включало в себя подписание ряда документов, создание соответствующих рамок и механизмов сотрудничества, разработку концепций и стратегий борьбы с терроризмом и т.д. Эта фундаментальная работа не может в одночасье принести конкретные плоды, но она чрезвычайно важна с точки зрения дальнейшего развертывания прагматичного, эффективного сотрудничества в области безопасности.
– Кроме фактора региональной взаимосвязи, что является основным мотивом в стремлении государств – членов ШОС к тесному взаимодействию?
– Шесть государств – членов ШОС являются близкими соседями и составляют единое целое. Региональная общность порождает общность потребностей, в том числе в стабильности и развитии. Но одной только географической связи далеко не достаточно, чтобы гарантировать тесное взаимодействие между государствами-членами. Для этого необходимо незримое наличие «духовной связи». Для нас это «Шанхайский дух», заключающийся во «взаимном доверии, взаимной выгоде, равноправии, взаимных консультациях, уважении к многообразию культур и стремлении к совместному развитию». Мы не сплачиваемся против какого-либо воображаемого врага и не руководствуемся какими-то временными расчетами, нас объединяет «Шанхайский дух», который отражает наши общие ценности и является общим нравственным кодом.
– В апреле этого года ШОС установила связи с СНГ и АСЕАН. В чем сущность этого сотрудничества?
– Наша организация – это не замкнутый политический блок и не военный союз. Она придерживается мирного, дружественного, ориентированного на сотрудничество внешнеполитического курса, вместе с соседними и другими международными организациями стремится содействовать миру и развитию в регионе. Мы считаем, что в эпоху глобализации, когда регионализм и многосторонность набирают силу, региональные организации играют все более важную роль. Учитывая это, в июне прошлого года на Ташкентском саммите была выдвинута инициатива, призывавшая международные организации в Азиатско-Тихоокеанском регионе к постепенному созданию многосторонней сети сотрудничества путем подписания совместных соглашений. Установление связей сотрудничества с СНГ и АСЕАН, о котором Вы только что говорили, как раз и является конкретным шагом в осуществлении данной инициативы. Руководствуясь этим же духом, мы активно добивались статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН и получили его. В настоящее время мы поддерживаем хорошие связи сотрудничества с ЭСКАТО и другими подведомственными ООН учреждениями. Такого рода сотрудничество для нас очень важно: мы перенимаем опыт других международных организаций, совместно ищем эффективные пути содействия миру и развитию в регионе.
– Ожидается, что на июльском саммите ШОС в Астане будут разработаны новые концепции, обращенные в будущее. Скажите, пожалуйста, на какие сферы будут ориентированы эти новые концепции?
– Вслед за утвержденным на Ташкентском саммите в прошлом году курсом на развертывание практического сотрудничества, на саммите в Астане будет принят ряд решений и директив, нацеленных на ускорение темпов практического сотрудничества. Новая концепция, обращенная в будущее, касается осуществления свободного перемещения товаров, капиталов, технологий и услуг в ближайшие 20 лет. Ее реализация обеспечит постепенный переход к региональной экономической интеграции. Мы пристально следим за процессом геоэкономического развития на Евразийском континенте и надеемся, что ШОС сможет совместно с двумя крупными региональными экономическими платформами – Европейским союзом и Восточной Азией – содействовать бурному развитию процесса экономической интеграции. В «Программе торгово-экономического сотрудничества», принятой на заседании Совета глав правительств (СГП) государств – членов ШОС в 2003 году, и в «Плане мероприятий» по реализации этой Программы, утвержденном на заседании СГП в прошлом году, обозначены конкретные планы стимуляции процесса региональной экономической интеграции.
– Как Вы, будучи первым Исполнительным секретарем ШОС, определяете свою миссию? Что вдохновляет Вас и что является самой большой трудностью?
– Работа на посту Исполнительного секретаря ШОС – уникальный опыт в моей дипломатической карьере. Я перешел от двусторонней к многосторонней дипломатии, форма работы и ее содержание сильно изменились. Моя миссия стала еще сложнее, тяжесть ответственности на моих плечах еще больше увеличилась, поскольку теперь я служу не одному, а сразу шести государствам. Соответственно увеличился и объем задач, расширился круг исполняемых мной обязанностей. В течение трех лет мне необходимо выполнить ряд фундаментальных заданий и одновременно осуществить ряд экспериментов в продвижении практического сотрудничества, накопить полезный опыт для моих преемников. Самое важное не сиюминутный успех, а прочные основы.
В Китае говорят, что в любом деле самое трудное – это начало. Быть первым Исполнительным секретарем – беспрецедентная, наполненная новаторством и вызовами работа. И она доставляет мне большое удовольствие.
– Как Вы оцениваете взаимодействие между Китаем и Россией в рамках ШОС?
– На протяжении более десяти лет китайско-российские двусторонние отношения благополучно развиваются, постоянно укрепляется взаимное политическое доверие. С каждым годом углубляется экономическое взаимодействие, сотрудничество на международной арене приносит большие результаты. После моего ухода с должности Посла КНР в Российской Федерации и перевода на работу в ШОС я придаю очень большое значение китайско-российскому сотрудничеству в рамках этой международной организации. Я полагаю, что ШОС имеет стратегическое значение и для Китая, и для России, эта организация предоставила новое широкое пространство для дальнейшего укрепления и расширения сотрудничества между двумя государствами. Я надеюсь, что Китай и Россия внесут еще больший вклад в развитие Шанхайской организации сотрудничества.
|
|